Выполнила: студентка 2 курса

Темп и ритмика речи.

Выполнила: студентка 2 курса

факультете СИЯиЛ, группы РОМ-2

Баландина Анна

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является темп и ритмика речи. Задача работы дать определения этим понятиям и их компонентам и рассказать об их особенностях и функциях. Так как понятие ритма связано с понятиями ритмический базы, слога, ударения и редукции требуется раскрыть и эти понятия, а так же рассказать о теориях слога и видах редукции.

Прежде всего необходимо дать определение понятиям темп и ритм.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[6]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит Выполнила: студентка 2 курса от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [6].

Темп речи может измеряться[6]:

числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;

средней длительностью элемента.

Длительность звуков измеряют в миллисекундах (мс). Индивидуальный ТР имеет обычно диапазон: 60-70 мс произнесения звука при быстром ТР и 150-200 мс при медленном ТР.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается Выполнила: студентка 2 курса преимущественно путём увеличения длительности гласных[7].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[6], в чём проявляется синтаксическая функция интонации. Темп зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его эмоционального состояния, ситуации общения и стиля произношения[4].

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[1] Существует также зависимость Выполнила: студентка 2 курса темпа от длины речевой единицы, свидетельствующая о тенденции к изохронности: чем больше длина слова или синтагмы, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них[4].



Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо[9].

К особенностям ритмической базы относятся:

1)характер выдоха - выдох при речеобразовании может быть плавным(как в русском языке) или толчкообразным(как в немецком).

2) накопление и разрядка мускульной энергии при образовании слогов и других фонетических единиц. Мускульная энер­гия, накапливаемая перед началом звукопроизводства, может по­лучать разрядку в плавном (слабом) отступе (конце производства звука) или Выполнила: студентка 2 курса в резком (сильном) отступе. В связи с этим существует целый ряд теорий слога, носящих, однако, не взаимоисключающий, а, скорее, взаимодополняющий характер.

Теория мускульного напряжения выделяет слоги в зависимости от усиления и ослабления мускульного напряжения. Слог представляет собой «дугу» мускульного напряжения (усиление напряжения-вершина-спад). Звуковой поток, таким образом состоит из «дуг».

Теория силы звука берет за основу акустический критерий словообразования. Решающую роль играет звучность слога, то есть слышимость звука на расстоянии, его сила, интенсивность. В слоге имеется одни наиболее звучный звук – слогообразующий, он образует вершины динамики звука, а вокруг него группируются менее звучные, или неслоговые звуки. Эта теория близка Выполнила: студентка 2 курса к эспираторной теории, основанная на дифференциации вдоха, в которой так же выделяется два вида слогов: сонорные и эспираторные. Слог понимается как группа звуков, произносимая одним выдыхательным толчком, а границей слога является момент самого слабого выдыхания. Однако, согласно теории, количество слогов соответствует количеству выдохов, что не соответствует действительности.

Ни одна из теорий слога не может быть названа исчерпывающей, т.к. в языке постоянно возникают новые примеры, не вписывающиеся в эти теории. Но все они едины в том, что слог зависит от нарастания или ослабления какого-либо признака. Фонетический слог – сложная единица, которую не так легко выделить, как грамматический. Фонетический слог является единицей Выполнила: студентка 2 курса измерения ритмики. Ритм создается соответственно количеству ударных и безударных слогов и их чередованию.

Для того чтобы звук в слове воспринимался как ударный, необходимо, чтобы его длительность, а также интенсивность существовали не сами по себе, но соотносились с длительностью и интенсивностью другого гласного звука или гласных звуков в слове по некоторой определенной модели. Т.е. для формирования ударения в русском языке крайне важно, как соотносятся по длительности, интенсивности и некоторым другим параметрам друг с другом все гласные звуки в слове. Поэтому при описании русской ритмики говорят не только об ударном слоге или ударном гласном звуке, но о ритмической Выполнила: студентка 2 курса модели целого слова. Для обозначения ритмической модели (ритмической структуры) слова используют математическое обозначение в виде дроби, где числитель обозначает порядковый номер ударного в слове слога, а знаменатель - общее количество слогов в слове, например: для слов напад`ать - нап`адать схемы 3/3 и 2/3. Для русского языка характерно, что слово на письме и слово в звучащей речи очень часто не совпадают, поэтому понятие ритмической структуры применимо только к звучащему слову, которое называется фонетическим словом.

В разных языках для выражения ударения используются различные акустические средства, поэтому понятие "ударения" является достаточно сложным понятием.

В русском языке разные по длительности гласные могут различать слова. Но чем Выполнила: студентка 2 курса различаются слова п'или (прошедшее время 3-е лицо множественного числа от глагола "пить") и пи`ли (повелительное наклонение ед. числа от глагола "пилить")? Любой носитель языка скажет, что они различаются местом ударения, т.е. гласными звуками, на которых оно реализуется. Чем различаются гласные (ударные и безударные) в словах п`или - пил`и? Во втором случае звук [и] в первом слоге- более короткий, чем в первом слове, а звук [и] во втором слоге - более длинный звук. Однако это не единственное отличие двух рассматриваемых слов: ученые смогли увеличить (с помощью компьютерного синтеза) длительность первого звука [и] во втором слове, тем не менее Выполнила: студентка 2 курса ударными гласным он не стал - все слово стало звучать не совсем естественно, как если бы его произносили "по слогам", однако второй слог остался ударным: пи-л`и. При этом интенсивность гласных звуков была идентичной распределению интенсивности по слогам в первом слове.

Лингвисты-фонетисты всегда стремились получить числовые выражения соотношений длительности и интенсивности гласных звуков, составляющих ритмические модели русского языка. Наиболее известна модель ритмического строения слова в русском языке, которая получила название формула Потебни (впервые ее предложил выдающийся русский и украинский филолог А.А. Потебня). Формула Потебни выглядит следующим образом: ...12311... С ее помощью можно описать особенности ритмической организации любого Выполнила: студентка 2 курса фонетического слова русского языка. Цифра 3 в формуле Потебни обозначает ударный гласный звук; цифра 2 обозначает гласный звук в первом предударном слоге или в начальном неприкрытом безударном слоге, а также гласный звук конечного безударного открытого слога; цифрой 1 обозначаются гласные звуки во всех других безударных слогах. Многоточием обозначаются слоги в многосложных словах (таким образом, эти слова могут быть любой размерности). Как показали статистические исследования ритмических моделей слов в русской речи, их число ограничено (Л.В. Златоустова установила всего 16 моделей, из которых 12 моделей покрывают до 90% любого текста на русском языке).

Большинство русских фонетических слов имеет от 1 до 4 слогов. Из формулы Потебни Выполнила: студентка 2 курса следует, что во всяком фонетическом слове в русском языке только один ударный слог, а предударная и заударная части фонетического слова не симметричны: первый предударный слог в слове слабее ударного, но сильнее всех остальных (предударных и заударных) слогов. В фонетическом слове есть и другие особые позиции для реализации безударных гласных звуков: позиция абсолютного начала слова и позиция конечного открытого слога, все остальные безударные слоги в предударной или в заударной части фонетического слова примерно равны по силе.

В русском языке свойство ударения - различать слова - активно используется. Учеными-лингвистами было замечено, что еще в прошлом веке на слух не различались слова острота - остроумное выражение и Выполнила: студентка 2 курса острота - обозначение качества от прилагательного острый. Об этом можно судить по стихотворным строкам: "Малейшая в ком странность чуть видна, Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова..." (А.С.Грибоедов) . В современном русском языке это два разных не только по смыслу, но и по значению слова, которые отличаются местоположением ударения.

В фонетике под словом (а точнее - фонетическим словом) подразумевается группа слогов, объединенная одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова тем, что качество, интенсивность и длительность гласных в безударных слогах зависят от их местоположения по отношению к этому ударному слогу. Именно эти параметры гласных Выполнила: студентка 2 курса звуков в слове составляют сущность явления, которое называется редукцией звука Такой механизм образования ударения в русском языке позволяет правильно делить слитную речь на слова: на дор`ожке - н`адо р`ожки - н`а, Дор`ожкин.

Фонетическое слово не всегда совпадает с написанным или "словарным" словом. Сочетания самостоятельных частей речи со служебными считаются одним фонетическим словом, если служебные части речи в этом сочетании не имеют ударения, поэтому в транскрипции эти слова пишутся вместе: на шкаф - [нашк`аф]; под гору - [п`одгъру]; узнать бы - [узн`ат'бы]; жарко ведь [ж`аркъв'ьт']. Внутри таких фонетических слов действуют те же фонетические законы Выполнила: студентка 2 курса (ассимиляция или диссимиляция), что и внутри любого слова. Для удобства понимания таких сочетаний в транскрипции иногда используют знак "дефис": [на-ст`ол], [нъ-стал'`е]. Иногда ударение переходит на служебное слово - например, на предлог - тогда все гласные полнозначного слова подчиняются законам редукции, как и в любом фонетическом слове: без толку [б`ес-тълку].

Целостность и универсальность фонетического слова поддерживаются тем, что на реализацию гласных звуков в безударных слогах оказывают влияние некоторые общие тенденции порождения речи в каждом конкретном языке. В целом для русского языка можно утверждать, что в неударных позициях гласные звуки произносятся менее напряженно, менее энергично ( с Выполнила: студентка 2 курса учетом общих тенденций построения фонетического слова). Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства[3]. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков)( бисквИт, вблизИ, визИрь ), а другие - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией)( мягковата [м'ьхкав`ата], леденец [л'ьд'ин'`ец], вечереть [в'ьч'ир'`ет'] ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 200

2 Большая советская энциклопедия, статья «Просодические элементы»

3 Воробьева М.Н. Фонетика.

4 3 и н д Выполнила: студентка 2 курса е р Л. Р., Общая фонетика. М., 1979;

5 Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001

6 Лингвистический энциклопедический словарь, статья «Темп речи»

7 Российский гуманитарный энциклопедический словарь, статья «Темп речи»

8 Цеплитис Л. К.. Анализ речевой интонации, Рига, 1974;

9 Энциклопедический словарь 2009

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 23 | Нарушение авторских прав


documentbdluumj.html
documentbdlvbwr.html
documentbdlvjgz.html
documentbdlvqrh.html
documentbdlvybp.html
Документ Выполнила: студентка 2 курса